Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование коммуникативной культуры - одно из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся в современной общеобразовательной школе.
Коммуникативную культуру рассматривают как «совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях, а также личностных коммуникативных-качеств».
Сегодня медиакоммуникация все больше привлекает внимание исследователей, она стала важнейшим основанием воспроизводства современного общества, в ее среде создаются и распространяются различные образцы восприятия и поведения, формируются новые смыслы.
Под медиакоммуникацией понимают процесс создания, трансляции, обмена информацией в индивидуальном, групповом, массовом формате по различным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных, аудиальных, визуальных, проч.)
Коммуникативная культура включает в себя ряд навыков и знаний, позволяющих молодежи эффективно обмениваться информацией в социуме как в малых, так и широких диалоговых группах. Проблемы формирования коммуникативной культуры представлены в трудах отечественных педагогов и психологов: Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, И.И. Зарецкой, Н.В. Кузьминой, А.А. Лобанова, Н.А. Моревой, А.Г. Самохваловой, В.А. Сластенина, С.Д. Якушевой и др.
Цель исследования – изучить особенности развития коммуникативной культуры обучающихся при изучении медиакоммуникации творческой языковой личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержательно-структурные характеристики коммуникативной культуры личности.
2. Изучить состояние проблемы развития коммуникативной культуры посредством медиакоммуникаций.
3. Провести опытно-поисковая работа по развитию коммуникативной культуры обучающихся на занятиях внеурочной деятельности при изучении медиакоммуникации творческой языковой личности.
4. Предложить программу внеурочной деятельности «журналистика для школьников».
Предмет исследования –развитие коммуникативной культуры обучающихся при изучении медиакоммуникации.
Объект исследования − процесс формирования коммуникативной культуры младших школьников.
В исследовании применялся комплекс методов исследования: анализ; педагогический эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры личности
1.1.Содержательно-структурные характеристики коммуникативной культуры личности
Основной задачей образования XXI века является развитие культурного потенциала страны. В связи с этим образовательная система ориентируется не только на подготовку учащихся обладающих целостным мировоззрением, фундаментальными знаниями, способных к системному анализу проблем окружающей действительности, но и развитию культурной личности, готовая к гуманному воздействию не только с самим собой, но и с окружающими людьми, что невозможно без сформированной коммуникативной культуры личности [2].
Анализ литературы последних лет показал, что большинство публикаций по методике обучения биологии посвящено формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) [2-4]. Однако коммуникативная культура - понятие более широкое, которое включает в себя помимо знаний и умений социальные отношения, общественные и индивидуальные морально-этические нормы, взгляды, установки, а также ценности, связанные с межличностным общением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ассуирова, Л.В. Риторические основы журналистики : работа над жанрами газеты : учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. - М. : Флинта: Наука, 2013. - 197 с.
2. Ассуирова, Л.В. Формирование социокультурной идентичности учащихся в процессе изучения лексики русского языка / Л.В. Ассуирова, Л.В. Хаймович // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 3 (63). - С. 157-162.
3. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2010. - 534 с.
4. Боровик В.Г. «О некоторых проблемах поликультурного образования» // Администратор образования. – 2012. - №8. - С.4-11
5. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции : Учебное пособие. – Москва, 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm
6. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2013. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm
7. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2010.
8. Гайманова Е.В. Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в. // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 269 – 272.
9. Гостомыслов А.П. Детская журналистика. Хозрасчетные газета и журнал в школе. – М.: Издательство Михайлова В. А., 2016 – 352 с.
10. Грабельников А.А., Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: РИП-холдинг, 2011. - 236 с.
11. Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: просвещение, 2015. – 221 с.
12. Десяева, Н.Д. Дидактическая направленность игровых приемов и технологий в детской журналистике / Н.Д. Десяева, С.Н. Десяев // Современные проблемы науки и образования. - М. : Издательский дом «Академия естествознания». - 2015.- № 2-2. - С. 336.
13. Детская журналистика: содержательный и организационный аспекты. - LAP Lambert Academic Publishing – 168 с.
14. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 - 1917). – М.: Флинта: Наука, 2016. - 464 с.
15. Курс «Современное школьное телевидение». Занятие 1. — YouTube-канал «После школы». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SMd1HtpaBIE
16. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2019. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm
17. Лихачев, С.В. Образные терминоиды в языковом образовании школьника / С.В. Лихачев // Известия института педагогики и психологии образования. - М. : МГПУ - 2017. - № 1. - С. 111-114.
18. Лихачев, С.В. Сударь и братан, братишка и хозяин. Формы обращения к собеседнику / С.В. Лихачев // Журналистика и культура русской речи. - 2013. - № 2. - С. 18-20.
19. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2010. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
20. Петрова О.А. Детская журналистика: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Журналистика». - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017 - 104 с.
21. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/ автор-составитель Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2019.
22. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. – М., 2011. URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm
23. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2019. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm
24. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2019. URL: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm
25. Чмир Р.А. Научная журналистика как фактор повышения познавательной активности школьников / Р.А. Чмир, О.А. Любименко, А.А. Привалов // . Перспективы развития науки в современном мире [Электронный ресурс] / Vydavatel «Osvícení», Научно-издательский центр «Мир науки». – Электрон. текст. данн. (6,7 Мб.). – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. – 1 оптический компакт-диск (CD-ROM). – Систем. требования: PC с процессором не ниже 233 МГц., Microsoft Windows Server 2013/XP/Vista / 7/8, не менее 128 МБ оперативной памяти; Adobe Acrobat Reader 10.1 или выше; дисковод CD-ROM 8х или выше; клавиатура, мышь. – Загл. с тит. экрана. – Электрон. текст подготовлен НИЦ «Мир науки». 2018. С. 498– 503 с.
26. Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2013. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm